Достопримечательности Кыргызстана
Вся территория страны разбита на туристические зоны, каждая из которых неповторима, содержит интересные природные и историко-культурные достопримечательности. Неотъемлемой частью мирового культурного наследия являются археологические объекты: наскальные рисунки в урочище Саймалы-Таш и на побережье Иссык-Куля, курганы сакских вождей V-VI веков до н.э., средневековые Буранинский и Узгенский архитектурные комплексы, караван-сарай Таш-Рабат. Следует отметить, что в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО Кыргызстан представлен тремя средневековыми городищами Чуйской долины - Бурана (историческое название Баласагун), Красная речка - Невакет и Ак-Бешим - Суяб а также священной горой Сулайман-Тоо в Оше.
| Одним из немногих сохранившихся памятников средневекового зодчества в Чуйской долине является Башня Бурана - минарет X - XI вв., расположенная в 12 км юго-западнее Токмока. Это монументальное, культовое сооружение относится к периоду господства Караханидского каганата, владевших 900 лет назад большей частью Центральной Азии. Она сложена из обожженного кирпича и арчовых брусьев. На восьмигранном каменном цоколе стоит круглый в сечении, суживающийся кверху ствол, охваченный поясами орнаментальной кладки. Высота башни - 24м, диаметр - 9 м. Ее прежняя высота предположительно была 44 - 48 м. На окружающей башню территории, в результате раскопок, обнаружены останки трех мавзолеев и полуразрушенные жилые помещения XI - XII вв. Вероятно, Бурана являлась вертикальной доминантой древнего города Баласагун, северной столицы тюркоязычного государства Караханидов. |
![]() | В 38 км восточнее Бишкека находится Краснореченское городище - останки древнего города Невакет. Образец оседлой культуры (V - X вв.). Здесь были найдены ценные фрагменты буддийской живописи и скульптуры, в том числе монументальная статуя «усопшего Будды» (свыше 12 м) из литой глины с тонко проработанной драпировкой и цветной раскраской. Непременный атрибут зороастрийской религии - оссуарий (костехранилище), найденный на территории Краснореченского городища можно увидеть в археолого-архитектурном музее "Бурана". |
Исследовательские и консервационные работы на этом городище продолжаются по сей день, и тем самым туристы имеют возможность видеть последние открытия археологов. На расположенном в 20 км к востоку от Краснореченского городища другом средневековом памятнике, отождествляемом со столицей тюркских правителей Суябом (городище Ак-Бешим, VI - VII вв.), в свое время также были открыты буддийские памятники. Посмотреть на эти развалины приезжают туристы из многих стран и прежде всего тех, где традиционен буддизм.
Но из раскапываемых в настоящее время объектов для туристов интересен и средневековый комплекс христианских церквей, поражающий воображение посетителей своими размерами - 60 х 40 м. Город занимал большую территорию - шахристан (городской центр) с цитаделью общей площадью 35 га, к нему примыкал рабад (ремесленный пригород) около 60 га. Городская округа, обнесенная с внешней стороны мощной стеной, создавала симбиоз городского и сельского поселения. В результате раскопок здесь нашли останки двух буддистских храмов, христианской церкви, дворцового сооружения, массивы жилых кварталов, ирригационные сети и другие атрибуты средневекового зодчества. На одной из скал в ущелье Иссык-Ата, где находится одноименный курорт с целебными минеральными водами, прекрасно сохранилось изображения "Будды лечащего" VII - VIII вв., являющееся ценнейшим историческим и культурным памятником этой эпохи. Здесь путники совершали обряды, умащивая святыню благовониями и маслами, лечились от недугов и отдыхали. Памятник использовался как культовый вплоть до этнографической современности.
Иссык-Кульская зона примечательна, прежде всего, санаторно-курортным, оздоровительным, историческим, рекреационным и горным туризмом. На берегу озера находится более 128 санаторно-оздоровительных учреждений, где одновременно могут разместиться до 30 тыс. отдыхающих. Иссык-Кульская туристическая зона богата и культурно-историческими памятниками. Всего здесь их учтено несколько тысяч, при этом государством охраняется 320 объектов, зарегистрировано 1500 археологических памятников. |
Cреди них памятники каменного, бронзового и железного веков (стоянки, пещеры, наскальные рисунки), каменные скульптуры, письмена древних тюрков, городища и поселения средневековья. Наибольшую группу древностей, почти не поддающуюся учету, здесь составляют наскальные изображения-петроглифы урочища Чолпон-Ата и других мест, которые датируются в пределах II тыс. до н.э. - VIII в.н.э. Царский курган у с. Курменты Тюпского района - яркий памятник эпохи ранних кочевников. Аналогичные памятники имеются как на Иссык-Куле, так и в других туристических зонах Кыргызстана. Это погребальное сооружение саков-скотоводов, проживавших на территории Средней Азии с VII в. до н.э. по II в. н.э., являвшихся грозной силой, остановившей персидские полчища Кира и Дария, а затем Александра Македонского.
![]() | В ту же эпоху зарождается и оседло-земледельческая культура в этой зоне. Свидетельством чего является упоминаемая в письменных источниках г.Чигу (город Красной долины), остатки которого некоторые исследователи видят в подводных развалинах Сары-Булун в Тюпском заливе. Здесь можно увидеть фрагменты древней посуды и множество других предметов быта людей, живших в затонувшем городе. В последующее время оседло-земледельческая культура приняла более устойчивый характер, о чем говорят археологические и письменные источники. |
Последним историко-культурным памятником, свидетельствующем об этом можно считать остатки бани XIV в. в Тору-Айгыре. Широкую известность приобрели буддийские памятники, представленные тибетскими наскальными текстами. Наиболее значительными являются надписи на четырех камнях, отстоящих друг от друга на километр, в Тамгинском ущелье.
Город Каракол (Иссык-Кульская область) с 1869 г. являлся форпостом России в Прииссыккулье. В районе Пристани находился перевалочный пункт на дороге из Казахстана в Кашгар через Тескей Ала-Тоо. Там же в 1892 г. был построен памятник Пржевальскому, известному русскому путешественнику и исследователю. В мемориальный комплекс Пржевальского помимо памятника входят музей, часовня и могила путешественника. Среди архитектурных памятников Каракола известны: дунганская мечеть (19 в.), построенная в стиле буддийской пагоды, и христианская церковь, возведенная в 1871 г. В 10 - 12 вв. вокруг озера Иссык-Куль сформировалась цепь поселений, вдоль одной из трасс Великого Шелкового пути. В цепь входило 4 - 5 городов и более сотни мелких населенных пунктов. Города состояли из цитадели, шахристана и относительно свободно расположенных жилищ земледельцев и скотоводов-кочевников.
Во время кокандского завоевания (18 в.), по ходу продвижения войск возводились укрепления - кокандские крепости. Она, как правило, строилась на возвышенности и обносилась прямоугольной замкнутой стеной. Повсеместно на территории Иссык-Кульской области находятся археологические и архитектурные памятники. На южном берегу Иссык-Куля - развалины крепости XIV в. Загадкой остается дно Иссык-Куля. Хорошо известно о наличии под водами Иссык-Куля древних развалин. На известной т.н. Каталанской карте (XIV в.) на северо-восточном берегу Иссык-Куля нанесен значок в виде храма, увенчанного крестом, а рядом нанесен пояснительный текст: «Монастырь братьев Армянских, где, как говорят, хранятся мощи Апостола Матвея». Проводимые поиски развалин результатов пока не дали. Возможно, нашим ученым удастся найти следы древней обители.
![]() | Внутренний Тянь-Шань - самая высокогорная зона Кыргызской Республики. Почти вся территория этого края расположена выше отметки 1500 м над уровнем моря, а горные хребты расходятся веером с востока на запад. Здесь находится 500 озер, самые крупные их них - Сон-Куль и Чатыр-Куль. Территория Внутреннего Тянь-Шаня привязана к удобным автодорогам, поэтому она рекомендуется для многофункционального туризма. Всего здесь выделяется 14 туристических зон. |
Есть условия для спортивного, водного, горно-приключенческого и охотничьего туризма. В последнее время здесь хорошо развивается джайлоо-туризм. Несмотря на суровый климат и горный ландшафт, территория Внутреннего Тянь-Шаня была заселена с глубокой древности. Свидетелями существования здесь жизни много веков назад являются каменные изваяния, наскальные рисунки, могильники. Широко представлены историко-культурные памятники средневекового периода - укрепленные городища, которые возникли на базе кочевых стойбищ, ханских ставок, военно-торговых факторий и на караванных путях из Ферганской долины через Тянь-Шань. Городище Кошой-Коргон - в 20 км к западу от Ат-Баши. Представляет собой останки древней крепости 250х250 м (VIII - X вв.), служившей военной ставкой удельных правителей на востоке государства Караханидов. Образец мусульманской архитектуры, расположенный на караванном пути.
![]() | Одним из наиболее известных и популярных туристических объектов этого региона является караван-сарай Таш-Рабат (XV в.), построенное в труднодоступном, но живописном ущелье монументальное каменное сооружение. Вокруг него сложено множество легенд. По одной из них, Таш-Рабат был построен общиной выходцев из Рума (Византия) в X - XII вв., под которыми некоторые исследователи подразумевают христиан. |
Но большинство исследователей склонны видеть в нем караван-сарай, обслуживающий ответвление Шелкового пути, где путники могли отдохнуть и набраться сил.
В Таласской зоне особенно большой интерес вызывают у туристов и экскурсантов километровой глубины каньоны, цепочки множества удивительно красивых озер, низвергающиеся каскады водных потоков. В 1995 году в верховьях реки Талас там, где расположены знаменитые могильник Кен-Кол (нач. I тыс. н.э.), состоящий из более чем 60 курганов и мавзолей Кумбез Манаса (XIV в.), образован историко-культурный комплекс "Манас-Ордо". Как известно, в низовьях Таласа в 751 г. произошла битва между китайскими и арабскими войсками, во многом определившая судьбу Центральной Азии и в особенности ее северных районов.
![]() | Гумбез Манаса (мавзолей) - памятник мемориально-культовой архитектуры XIV в. в 20 км от города Талас у подножия горы Кароол-Чоку. Представляет собой портально-купольный кирпичный мавзолей с внутренним стрельчатым куполом и внешним ребристым шатром на рубчатом барабане, венчающим почти кубический объем. По некоторым данным в 1334 г. в гумбезе была похоронена дочь эмира и др. Хотя народная молва гласит, что здесь похоронен богатырь Манас - герой народного эпоса, который был защитником кыргызского народа. |
Ошский регион представляет исключительный интерес для путешественников, увлекающихся историей. За многие тысячелетия этот район Кыргызстана пережил немало исторических событий. Здесь находится много знаменитых историко-культурных памятников: гора Сулайман-Тоо с петроглифами и культовыми местами; мавзолей Асаф-ибн-Бурхия; Сафид-Буленд; минарет и мавзолеи в Узгене; а также древние городища и могильники, где найдены керамика, оружие, орудия труда, украшения, предметы быта. В зоне находится ряд интересных пещер и каньонов, доступных для посещения: пещера Чил-Устун, каньон Араванские Данги, водопад Абшир-Сай, наскальные рисунки Сурет-Таш и Ноокат, пещеры Ажидаар Ункур и Баритовая.
![]() | Ош - один из древнейших азиатских городов. 3000 лет назад у подножья четырехглавой горы Бара-Кух (ее высота 160 м) появились первые поселения. В XIV в. в ее недрах был похоронен Сулейман-шейх, и гора получила название Тахт-и-Сулейман (трон Сулеймана). Сулайман-Тоо стала почитаться как священная гора. На ее склоне находится пещера, в которой расположен музей. В городе сохранились мечеть Рават Абдулла-хана (16 - 17 вв.), мавзолей Асаф-ибн-Бухрия (17 - 18 вв.), мечеть Алымбек-датки (19 в.) и еще около 30 исторических памятников. |
Древний Ош (4 в. до н.э. - 5 в.н.э.) был важным населенным пунктом на Великом Шелковом пути, к этому времени относятся останки многочисленных древних замков на окраинах Оша - Мирзалим-Дёбё, Чаян-Дёбё, Отуз-Атыр, крепость Мады и др Недалеко от Оша расположена скала Сурот-Таш на которой более 100 наскальных рисунков (1 тысячелетие до н.э.). Из последних исследований объектов историко-культурного наследия значительный интерес для туристов представляют развалины доарабского Оша (городища Ак-Буура), расположенные в черте города.
![]() | ![]() | Узген - древний город на территории Кыргызстана. Расположенный в VIII - IX вв. на караван пути из Самарканда в Кашгар, он имел вид мощной крепости. Сейчас лишь минарет и 3 мавзолея, в 120 м от него, относящиеся к лучшим образцам среднеазиатского зодчества 11 - 12 вв. напоминают о былом величии города. Самый ранний - средний мавзолей (начало 11 в.), имел внешние размеры 12х12 м, внутренние - 8,5х8,5 м, был украшен узорной кирпичной кладкой и резьбой, имел два слабовыраженных портала - южный и западный. |
В северном (1152-1153 годы) и южном (1186-1187) мавзолеях главные фасады представляют собой развитые прямоугольные порталы - пештаки, с входными айванами, оформленными стрельчатой аркой на колоннах, с четкой конструктивной схемой полос орнамента и надписей на плоскости фасада. В декоре этих мавзолеев наряду с узорной кладкой и резьбой по стуку появляется резная терракота. Минарет расположен в 100 м южнее мавзолеев и был построен в XII в. Нынешняя высота башни с куполом составляет 28 м.
![]() | Между Узгеном и селом Кара-Кульджа находится Кара-Дарьинское городище (3 - 4 вв. до н.э.) - представляющее собой образец кушанской культуры Между Узгеном и Джалал-Абадом находятся руины крупного городища Шоробашат, административно-военного и религиозного центра 4 - 5 вв. до н.э. Городище расположено на пологом склоне горы, в пойме реки Яссы и занимает площадь около 70 га (1400х500 м). Его окружает единый вал, длиной около 3 км и 6 м высотой. |
Городище состоит из четырех относительно самостоятельных укрепленных частей: цитадель, религиозный комплекс, убежище и военный лагерь. Крепость-цитадель имеет размеры примерно 250х300 м, трапециевидной формы. С северо-запада к ней примыкает огороженная территория для религиозных обрядов. Здесь сохранились останки двух помещений, в первом были найдены скульптурные изображения, во втором находились хозяйственные ямы и очаги. Западная часть служила убежищем для окрестного населения, во время нападения врагов. Военный лагерь имел форму скошенного квадрата, что отличает его от овальных очертаний других укреплений.
![]() | Мавзолей Шах-Фазиль в селе Сафид-Буленд (Джалал-Абадской области) предположительно относится к 11 - 12 вв., сложенный из кирпича квадратный на восьмигранном барабане, перекрытый куполом мавзолей, отличается отсутствием наружного и богатством внутреннего декора. |
Высоко в горах находится одна из самых крупных в мире галерей петроглифов - Саймалы-Таш (в переводе с кыргызского - рисованный камень). Петроглифы урочища Саймалы-Таш расположены высоко в горах Ферганского хребта, в его средней части, на высоте 3000-3450 м над уровнем моря и потому очень труднодоступны. Урочище открыто только один месяц в году (август) для посещения. В остальное время массив находится под снегом. И даже летом здесь нередко выпадают осадки в виде снега, дождей, града, а по ложбинкам и саям лежат толстые пласты никогда не тающих снежников.
![]() | | ![]() | Выделяются три скопления наскальных рисунков, наиболее ранние из них относятся к III- началу II тыс. до н.э., поздние же к 1 тыс. н. э. Таким образом, Саймалы-Таш - памятник искусства, источник ценных данных не одной исторической эпохи, а нескольких. |